FAQ

Стилистика вопросов сохранена
  • «...Мы записали в студии альбом в два захода, есть ощущение, что некоторые песни звучат не так как остальные — разные уровни громкости, тембральный баланс. Может ли мастеринг исправить ситуацию?...»
    Безусловно. Это одна из основных задач — чтобы альбом слушался как единое целое. Если это не удается (обычно при разнохарактерном материале на одном диске — сборники, и т.п.), то минимальная задача сделать так, чтобы при прослушивании потребитель не крутил ручки эквалайзера и громкости от трека к треку...
  • «...Можно ли вообще обходиться без мастеринга, и так классно звучит?...»
    Можно... Если вы не собираетесь издавать этот материал на каких либо носителях, и вашей аудиторией являются друзья, соседи и знакомые девушки А если серьезно — мастеринг это необязательно вмешательство в звук... Но, скорее всего, после него будет еще лучше. Чем лучше предоставленная фонограмма, тем лучше результат.
  • «...Есть запись с дефектом в балансе инструментов (например, много барабанов) может ли мастеринг помочь?«...»
    Вообще говоря, проблемы аранжировки должны решаться во время аранжировки, проблемы трекинга — во время трекинга, проблемы микса — во время микса. Относиться к мастерингу, как к этапу, на котором могут быть устранены все ошибки, возникшие на более ранних этапах — это тоже большая ошибка. Исправлено может быть далеко не все. Если говорить об ошибках баланса в миксе — это зависит от конкретного материала. Иногда можно, иногда нет. В конкретном случае с барабанами, если эта ошибка (преобладание ударных в миксе) невелика, то ответ — да, если у вас «соло для барабанщика» — то, скорее всего, нет.
  • «...В фонограмме недостаточно верхов у рабочего барабана. Можно ли это исправить?...»
    Скорее всего, нет... Мы же имеем дело с уже сведенным материалом. На практике можно поднять общий верх у фонограммы и посмотреть, как это скажется на остальных элементах микса. Может быть, результат окажется приемлемым. Но исправление такого рода ошибок (ошибок частотного баланса отдельных составляющих микса) при мастеринге всегда является компромиссом: пытаясь исправить одно, мы обязательно изменяем и что-то другое...
  • Что нельзя исправить мастерингом?
    Грубые ошибки баланса инструментов, нелинейные искажения на отдельных элементах микса и миксе в целом, избыточную компрессию (как отдельных инструментов, так и микса в целом), избыточную реверберацию (в большинстве случаев), фальшивое исполнение, нельзя сделать «драйвовой» разваливающуюся аранжировку... Нельзя сделать плохую фонограмму хорошей.
  • «...Одна из двух вокальных партий имеет отличный от другой тембральный баланс. Лечится ли это мастерингом?...»
    Зависит от величины этой разницы.... Как правило, в таких случаях удается приблизить друг к другу звучание таких партий.
  • «...На каком носителе (CDR, DAT) лучше приносить Вам материал? Можно ли принести в WAV файлах?...»
    Можно. Вообще о принимаемых в работу форматах и носителях см. раздел «Сделать заказ».
  • «...Можно ли качественный мастеринг сделать дома на компьютере? Если нельзя, то почему?...»
    Вообще говоря, нет закона природы, запрещающего делать мастеринг на кухне, при помощи домашнего компьютера с имеющейся в наличии и по случаю купленной звуковой картой Студия мастеринга — это аппаратная, предназначенная для прослушивания, это система контроля, на которой реально слышны все ошибки, это специализированные приборы обработки, которые просто невозможно имитировать на процессоре компьютера (мы ни на одном из этапов не используем процессоры компьютеров для обработки звука), это оборудование для проверки качества поверхности записанного диска, это, наконец, опытный персонал, всей этой техникой управляющий...
  • Входит ли разметка CD в понятие мастеринг?
    Безусловно. PQ-кодирование, порядок песен, паузы — мастер содержит все, что будет на отпечатанном на заводе диске. Мы гарантируем прохождение наших мастеров ОТК на любом отечественном или зарубежном заводе. Это значит, что гласс-мастер на заводе может быть изготовлен непосредственно с нашего мастер-диска без промежуточных технологических этапов, повышающих вероятность внесения каких либо изменений.
  • На каком носителе выдается готовый материал?
    Собственно мастером для производства служит диск в формате Audio CD или Multisession CD (с мультимедийной частью, видеоклипом, например) со всей необходимой документацией — листом PQ-кодов и протоколами проверки поверхности на наличие ошибок разных типов. Возможно отдать отмастеренный материал и в других форматах — см. раздел «Услуги».
  • «...А если мне не понравится результат мастеринга?...»
    Вообще говоря, мы рекомендуем до мастеринга альбома при наличии бюджета попробовать сделать одну и ту же песню в разных студиях, и выбрать потом наиболее для вас подходящую... Телефон близлежащего конкурента — Студии Игоря Бабенко — 425-40-00. А стандартная процедура — после завершения мастеринга альбома до изготовления и проверки мастеров клиенту выдается т.н. reference disc, чтобы он мог, послушав, внести предложения о каких-либо изменениях.
  • Какие рекомендации по применению приборов динамической обработки существуют для процесса сведения?
    С точки зрения последующего мастеринга: не используйте приборов динамической (или любой другой) обработки в мастер-секции. Никаких. Если уж очень хочется — сделайте еще один вариант сведения с «чистой» мастер-секцией. А компрессия отдельных источников или групп — ваш творческий выбор.
  • Альбом хорошо звучит в студии, где был записан, но как-то не так (плохо) на другой системе. Можно ли это исправить мастерингом?
    Это наша главная задача — по возможности обеспечить ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ вашего материала на максимально широком спектре систем воспроизведения — от дешевых «мыльниц» до хай-энда...
  • «...Имеется 10 — 12 треков различной стилевой направленности. Как их «подогнать» по громкостям и какими должны быть эти громкости для дальнешего выпуска на CD?...»
    Строго говоря, параметр громкости при выпуске компактов не нормируется. Предполагается, что все треки в альбоме или компиляции звучат с одинаковой громкостью, если другое не обусловлено драматургией альбома. Для уравнивания громкости отдельных треков между собой эти треки должны при сходности спектров иметь одинаковое среднеквадратичное значение уровня сигнала RMS. Величина этого уровня зависит от жанра музыки: в поп-музыке это от −12 до −8 dBfs, в танцевальной несколько выше, в джазе — ниже. В любом случае мы не рекомендуем делать разницу между пиковым и среднеквадратичным значениями (т. н. крест-фактор) менее 7-8 dB, так как это приводит к явно слышимым нелинейным искажениям. Обычно для поп-музыки мы выбираем величину RMS в районе −10 dBfs, если другая величина специально не оговаривается клиентом.
  • Что такое транкейт и дизеринг и для чего их нужно использовать?
    Коротко... Транкейт (truncate) — отбрасывание «лишних» разрядов в цифровом сигнале, происходящее при уменьшении разрядности этого сигнала. Приводит к появлению нелинейных искажений.
    Дитеринг (dithering), — (я настаиваю на именно таком русскоязычном произношении) — добавление низкоуровневого псевдослучайного сигнала к обрабатываемому перед транкейтом. Это позволяет избежать появления нелинейных следствий транкейта ценой незначительного ухудшения отношения сигнал/шум. Дитеринг должен делаться каждый раз при уменьшении разрядности сигнала.
  • Зачем мастеринг нужно делать в 24-32х битах?
    Любой цифровой процесс увеличивает разрядность сигнала — даже элементарное изменение уровня. При 16-битном исходнике после изменения уровня при, например, 10-битных коэффициентах, сигнал становится 16+10=26-битным, и т.д. Если в тракте и/или файловой структуре используются только 16 бит, то получаем транкейт с его нелинейными искажениями... Если перед транкейтом делается дитеринг после каждой операции, это позволяет избежать появления нелинейных искажений даже при 16-битном тракте, но многократный дитеринг аккумулирует шумы от каждой операции. Единственный выход — сохранять результаты промежуточных вычислений в максимально возможной разрядности и понижать разрядность с дитером один раз на самом последнем этапе обработки звука перед нарезанием мастер-диска. Минимальный порог разрядности для профессионального цифрового оборудования — 24 бита, на практике же большинство современных устройств используют разрядность 32-48 бит.
  • «...Нужно ли использовать компрессоры при мастеринге ? Если да, то в каком количестве ? И лучше однополосный или многополосный?...»
    Нужно или нет — зависит от жанра музыки, с которым вы работаете. Как правило — да. Вопрос о применении многополосных компрессоров — творческий. Свое отношение к многополосным компрессорам и методам их использования я подробно изложил в статье о многополосном компрессоре TubeTech.
  • «...Нужно ли при мастеринге использовать эксайтер на весь трэк?...»
    Мое мнение — нет. Но ваше мнение может отличаться.
  • Думаю, самым частым вопросом будет — «До каких пор нормализовывать?»
    Параметр абсолютного уровня (в отличие от громкости) нормируется при производстве компакт-дисков. Перегрузкой (over) — считается последовательность из более чем 4 следующих друг за другом сэмплов с максимальным значением. На некоторых заводах перегрузкой могут посчитать и более короткую последовательность в 2 или 3 сэмпла. Если вы уверены в том, что в вашей фонограмме нет искажений («плоских» вершин в форме волны), вполне безопасна нормализация до 0 dBfs. Если вы не уверены — любая цифра меньше — скажем −0.1dBfs — будет абсолютно безопасна с точки зрения прохождения диском ОТК завода. Мы используем, как правило, на финальной стадии алгоритм NoOver от компании Apogee, не допускающий появления двух последовательных сэмплов с максимальным значением на выходе.
  • Какие выбрать болванки?
    Нет «хороших» или «плохих» болванок, во всяком случае среди продукции известных фирм. Для получения качественного результата важна комбинация рекордер-диск, поэтому нужно найти диски оптимальные для вашего рекордера. Но даже найдя оптимальную марку дисков, невозможно гарантировать запись цифрового аудио-сигнала не содержащего ошибок, препятствующих производству тиража компакт-дисков непосредственно с записанного диска. Проверка качества записи диска возможна только аппаратными методами.
  • Почему нельзя мастерить на том же контроле, что и сводить (и почему лучше вообще этого самому не делать)?
    Как правило, в студиях нет достаточно качественных для мастеринга систем контроля. В любом случае — идеальных мониторов не бывает, и, скорее всего, пытаясь делать мастеринг в той же студии где сводили, вы просто не услышите ошибок микса, которых не услышали на сведении. В чем же тогда смысл операции?
    О случаях, когда мастеринг делает тот же инженер, который делал сведение: за время сведения он прослушал этот номер несколько сотен раз. Психологически понятно, что утрачивается объективность восприятия этого материала даже через некоторое время после сведения. Другой мастеринг-инженер — это просто «свежий взгляд на майонез»
    Кроме того, мастеринг требует наличия специальных знаний и опыта, которыми инженер в студии как правило не обладает — другая у него работа...
  • Что такое bler?
    BLER — Block Error Rate — частота следования ошибочных блоков на аудио диске. По стандарту максимальное пиковое значение этого параметра на диске не должно превышать 220, но на практике многие заводы справедливо понижают предельно допустимое значение до 100 и даже до 50.
Сделать заказ
Saturday
Mastering
Studio
Login Register Now
Введите email, на который зарегестрирован ваш аккаунт, мы отправим вам письмо с новым паролем
Пароль выслан на ваш email!
Регистрация прошла успешно Теперь вы можете войти в личный кабинет используя свой лоигн и пароль