Статья

TUBE-TECH SMC-2 стереофонический трехполосный компрессор

Андрей Субботин

За время работы на мастеринге мое мнение по поводу того, каким должен быть мастеринговый компрессор менялось неоднократно — и был период искренней уверенности, что мастеринговый компрессор должен быть многополосным, причем чем больше у него полос — тем лучше. Началось это увлечение «полосатиками» в свое время с известной многим программки MDT — Multiband Dynamic Tool, что от фирмы AnTares , известной в последствии своим «автотюном». Подробнее те, кто о ней ничего не слышал могут глянуть здесь — http://www.antarestech.com/files/mdt.html.

И действительно, «полосатик» позволяет очень активно вмешиваться как в спектр так и в динамику фонограммы, часто позволяя добиться на мастеринге устранения ошибок сведения, просто неустранимых какими либо другими методами. Но какой ценой... Качество фильтров, используемых в алгоритмах ресурсозависимых плагинов мягко говоря оставляет желать... И послушав только результат работы кроссовера-сумматора даже без компрессии понимаешь что при нажатой кнопочке bypass все играет гораздо лучше. Заметность искажений, вносимых процессом, зависит от обрабатываемого материала (есть понятно такой, которому уже ничем не навредишь), но после 30 минутного прослушивания любого «полосатого» ресурсозависимого плагина на различном материале становится понятно, что ни для какой серьезной работы это все не годится. Потому как куда то девается стереобаза и появляется в басу этакая плоская деревяшечка... Серьезное исключение составляет С1 от Waves , но это уже несколько другое семейство — не многополосное, а при последовательном включении трех С1 (как рекомендовалось в одном отечественном популярном издании) цепочка из трех кроссоверов и трех сумматоров с транкейтом промежуточных результатов вычислений в формат 32 бит с плавающей точкой дает даже худший эффект.

Переход к «железным» цифровым многополосным компрессорам несомненно улучшает ситуацию — даже оригинальный Finalizer работает намного лучше своих программных родственников. А алгоритм MD-2 в знаменитом именно как мастеринговый прибор М5000 до сих пор остается де-факто профессиональным стандартом в мастеринговом сообществе. Подождем реализации того же алгоритма в новом М6000....

Интересно, что аналоговых устройств мастерингового качества в этом классе не существовало — на память приходит пожалуй только железка от фирмы BSS — был у них четырехполосный монофонический «полосатик» в середине восьмидесятых, сам я не слушал всерьез, но, судя по тому, что в мастеринговых студиях его не применяли, это было не совсем «то»...

И вот производитель очень серьезной техники — датская контора TUBE-TECH, известная своими ламповыми приборами высочайшего класса сделала таки устройство, идея которого давно витала в воздухе — трехполосный ламповый оптокомпрессор. Интересно, что очень старая идея применения оптических элементов в цепи управления компрессором встречает скептическое отношение в среде разработчиков, но энтузиазм среди пользователей — Manley Variable Mu остается лучшим мастеринговым компрессором уже много лет. Так что затея датчан выглядела многообещающей.

Увидел я его в первый раз на февральском съезде AES в Париже. В качестве демо предлагалась немастеренная песенка в формате soft jazz — прозрачная, хорошо сыгранная, с незагруженной аранжировкой — бас, барабаны, электропиано, гитара и вокал. Всю эту красоту желающим предлагалось пропустить через симпатичного вида коробочку с кучей ручек и послушать результат — правда только в наушниках — «антишумовой» режим там гораздо жестче чем на аналогичных московских выставках. Результат был потрясающим — быстро освоившись с очень логичным расположением регуляторов удалось нарулить пару-тройку приемлемых вариантов. Общие впечатления — звук как бы «выпрыгивает» из колонок (это ощущение потом подтвердилось при прослушивании в студии). Немножко неконкретный бас в исходнике легко удается сделать четким и упругим, причем варьируя временные характеристики в низкочастотной полосе можно подчеркнуть бочку, а можно оставить ее практически без изменений. Гитара приобретает необходимую для такой музыки «округлость», вокал становится просто бесподобным — близкий, с проявившимися гармониками, при этом в высокочастотной области и в вокале, и в железе ударных появляется этакая «породистость», в принципе свойственная приборам этой фирмы. Короче, впечатления были не просто хорошими — казалось что мечта поколений инженеров об универсальном «улучшайзере» стала таки наконец явью.

По возвращении в Москву очень захотелось попробовать прибор в реальных, а не «лабораторных» условиях. Появился он у официального дистрибьютора только к маю, что впрочем неудивительно — TUBE-TECH, как и большинство производителей «high end professional» компания небольшая, оборудование вагонами не производит, и отправка демонстрационного образца на непонятный российский рынок в их первоочередные планы явно не входила. Так что ко мне он попал только в начале июня.

Итак открываем коробку — внешность — типичный TUBE-TECH. Темно-синяя панель, черные регуляторы «а-ля» 40-е годы. Красная лампочка включения питания. О том, что на дворе конец двадцатого века напоминают только зеленые светодиодные индикаторы gain reduction, их три — для каждой из полос. Для улучшения экстерьера можно было поставить и стрелочные — хотя большие бы не влезли, а маленькие пожалуй и не смотрелись бы... Надписи — белые на синем фоне, хорошо видны в затемненной студии. Первая «приятность» — «сухой» байпасс. Прибор соединяет напрямую вход с выходом при выключенном питании. Первая не-«приятность» — все потенциометры «гладкие», без пошаговых переключателей. Это значит, что абсолютно точно восстановить позавчерашнее их положение не удастся. Для студии — нормально. Для мастеринга — плохо. Обычно мастеринговые версии приборов обладают пошаговыми потенциометрами — см. мой любимый Manley. Это несколько удорожает прибор, но дает пользователю выбор — нужно полное восстановление параметров — плати больше, и получишь то что хочешь. Пока о выпуске версии с требуемыми потенциометрами объявлено не было....

Ладно, смотрим дальше. Задняя панель — только XLR. Никакой несимметрии, прибор для взрослых. Стандартные «уши» крепления. Вентиляционные отверстия на корпусе только по бокам, сверху и снизу нет — это удобно, не надо оставлять пустое место в рэке над прибором. Первые опасения, что будет сильно греться, уж очень вроде мало вентиляции, не подтвердились. Греется не сильно, может чуть сильнее транзисторных устройств. Явный плюс по сравнению с Manley — тому надо оставлять место и сверху, и снизу, и тем не менее после 3 часов работы к торчащему сзади силовому трансформатору прикоснуться невозможно.

Включаем. Опсссс.... Работает только один канал. Причем в «байпассе» — оба. А, да, он же «сухой»... Более чем странно - ни разу в жизни не видел неработающий TUBE-TECH. Они же приборы строят как танки... После оперативного обкашливания вопроса с ремонтной службой дистрибьютора по телефону получаю «добро» на вскрытие. Ничего страшного — просто отошел один из двух разъемов, соединяющих печатные платы. Тут как посмотреть — с одной стороны — ну бывает, из Дании все-таки везли... А с другой — на лошадях их что ли возят?? Ну да ладно, поломки нет, все заработало. Заодно кстати и посмотрели чего же там изнутри.

А изнутри там красиво. Начинаешь понимать, почему же эти приборы столько стоят и почему так звучат. Симметрия — на трансформаторах. Дорогих. Разъемы позолоченные. Резисторы прецизионные. Вибропоглощающие панели для ламп. Платы... Слов нет. Красота неимоверная. Эдакое единение ламповой идеологии первой половины века с возможностями компьютерных конструкторских технологий второй. Изнутри красивее, чем снаружи....

Ну наконец можно уже послушать. Сначала тестируем цепочку кроссовер-сумматор, без компрессии. Treshold вправо до упора во всех полосах, ratio влево, регуляторы уровня в сумматоре — в 0. Сравниваем с входным сигналом. Фантастика!!!! Разницы нет. Вернее есть, но не от кроссовера — чуть появляется ламповая окраска. Вращение регуляторов частот раздела прямо во время звучания не дает никакого заметного эффекта на выходе. Вещь вроде бы невозможная — абсолютно «прозрачный» кроссовер... Всегда считал это понятие абстракцией — типа «абсолютно черного тела» в физике. Ан нет, значит все-таки можно.

Переходим собственно к компрессору. Материал для тестирования — песенка «а-ля» «Аэросмит» — эдакая гитарная баллада, со вступлением без барабанов и баса — только акустическая гитара и вокал, а с первого припева играет вся команда — достаточно плотные гитары с драйвом, барабаны (сэмплерные, но похожи на живые), пэд клавишный. Микс совсем не компрессирован (грамотно оставили эту операцию на мастеринг), чуть многовато бочки.

Настраиваем компрессоры по первой, вокально-гитарной, части — gain reduction в пределах 2 — 3 дБ местами, все положительные эффекты, описанные выше — присутствуют. Вокал красивее, гитара круглее... При переходе на более «драйвовый» припев картинка вдруг разваливается — прибор пытается выровнять спектр, появляется откровенно пережатый верх на железе ударных, но это не то, что хотелось для этого куска. Ладно, будем знать — настраиваем под первую часть и переписываем обработанный кусок на хард-диск, чтобы потом, обработав «драйвовую» часть с другими параметрами дописать ее. Не тут то было.

Пытаюсь отстроить параметры для второй части — задача собственно усадить на место бочку, и придать фонограмме некоторый «punch» — термин непереводимый, но каждый, кто знаком с подобного рода музыкой поймет о чем речь. Обычно требуются для этого достаточно большие величины сжатия — 4 — 6 дБ, только времена срабатывания и восстановления выбирать надо очень точно, чтобы не разрушить микродинамику ударных. Для оптокомпрессора задача достаточно проста — прелесть этого конструкторского решения для пользователя как раз в том, что применение достаточно медленных оптических элементов в цепи управления просто не позволяет даже неопытному оператору разрушить микродинамику в фактуре музыки. Мы с тестируемым тем не менее с задачей не справляемся. Эффект в результате очень странный — похоже на то, что описывается опять же непереводимым термином «pumping» (как на компрессоре плохого качества при неправильно выбранном времени восстановления), но это не он. Прослушиваю только низкочастотную полосу — нет этого эффекта. Отдельно средне- и высокочастотную — тоже нет. Появляется только при суммировании и при условии что величина сжатия превышает 4 дБ. После часа безрезультатного вращения ручек я сдаюсь и перетыкаю провода из тестируемого в Manley. Этот, несмотря на свою «неполосатость» справляется блестяще — нужные параметры удается подобрать секунд за 30. Что-то не так...

Однако после некоторых рассуждений прихожу к выводу, что так и должно было быть. Это плата за ту самую «прозрачность» кроссовера, которая так понравилась сначала. Достигается она, эта прозрачность, за счет применения фильтров первого порядка — крутизна спада составляет всего 6 дБ\окт. Что же происходит на реальном музыкальном сигнале при компрессии полос, разделенных такого рода фильтрами? Скажем (в нашем случае) установили мы частоту раздела между низко- и среднечастотной полосами примерно 250 Гц, чтобы изолировать бочку с басом в первой полосе компрессии. Но сигнал на частоте 500 Гц (в нашем случае малый-гитары-пэд) будет всего на 6 дБ тише — и при работе компрессора при сжатии на 6 дБ этот 500 герцовый сигнал будет на 6 дБ громче в фонограмме. Хотя вроде как мы его компрессировать то и вовсе не хотели... Результат — вся среднечастотная полоса , проникая в цепь компресии низких частот, поднимается по уровню в момент когда не играют бочка с басом. Отсюда этот странный «pumping». Сжатие больше чем на 4 дБ на насыщенной аранжировке всегда будет приводить к такому эффекту. Отсюда ограничения в использовании — прибор НЕ ДЛЯ обработки танцевальной, тяжелой, попсовой (список продолжите сами) музыки на мастеринге. Вот ежели сбудется мечта, и буду делать музычку исключительно в формате старого «Престиж-радио» — тогда самое оно. А пока.... Мечта поколений об универсальном «улучшайзере» остается мечтой. А жаль...

Перйдем к выводам.

Область использования.

В студии записи — при трекинге, при миксе. На отдельных источниках — группах источников. Полосатик — прибор творческий, сами найдете еще много способов. Окраску дает чудесную, несомненно будет полезен. Думаю, будет очень хорош при записи вокала — ламповая окраска плюс готовый де-эссер.

В студии мастеринга — в качестве второго компрессора. Неприменим на материале, где компрессор является необходимой составляющей «саунда», но очень хорош, если надо что-то пожать очень интеллигентно.

В тракте радиостанции — роскошно, если это станция в формате soft jazz и проведена предварительная работа по выравниванию RMS всей базы.... Если станция шире по формату — категорическое «нет».

В целом оценки по пятибалльной шкале я бы поставил такие:

Внешний вид — 5

Эргономика — 5

звук — 4 (с учетом невозможности универсального применения)

общее отношение цена\качество — 4

Вот, собственно, пока все...

TUBE-TECH SMC-2 стереофонический трехполосный компрессор

1 января 2007

Андрей Субботин, Saturday Mastering http://www.masteringonline.ru

Сделать заказ
Saturday
Mastering
Studio
Login Register Now
Введите email, на который зарегестрирован ваш аккаунт, мы отправим вам письмо с новым паролем
Пароль выслан на ваш email!
Регистрация прошла успешно Теперь вы можете войти в личный кабинет используя свой лоигн и пароль