Статья

Мастеринг для менеджера или Все, что вы хотите знать о мастеринге, но почему-то не спрашиваете...

Андрей Субботин

Вместо предисловия.

Почему-то на всех лейблах менеджеры, поработавшие хотя бы некоторое время непосредственно с производством носителей быстро продвигаются по служебной лестнице — то ли им так уж эта сумасшедшая работа не нравится, и они норовят поскорее заняться чем-нибудь другим, то ли получают такую закалку, что все последующие ступени в карьере им становятся просто нипочем... На их место приходят новые. Но этой специальности нигде не учат, и каждое новое поколение начинает с нуля. Эта статья написана потому, что когда из года в год приходится объяснять каждому вновь пришедшему (а мы работаем со многими лейблами) менеджеру что и как нужно делать и как вся система работает, становится понятно, что проще изложить все это один раз на бумаге и отсылать туда новичков. Все они находятся на разных стадиях подготовки — обычно «технари» начинают ориентироваться быстрее, так как уже имеют представление о технологических сторонах вопроса, «гуманитариям» требуется несколько большее время на освоение терминологии и деталей процесса. Я постараюсь не грузить излишними технологическими подробностями, давая для тех, кто хочет узнать об этом поподробнее, ссылки на ресурсы в сети, но то, о чем мы здесь будем говорить — важная часть вашей работы, и ссылки на то, что «я по образованию историк (медик, икусствовед — нужное подставить) и ничего в технике не понимаю» неинтересны прежде всего вашему начальству, а оно, как известно, требует результата.

И пожалуйста, ставьте правильно ударение — мастеринг, а никак уж не мастеринг...

Мастеринг — что это такое и почему то, что вам принес артист из студии — не мастер.

Результатом работы исполнителя в студии записи является двухканальная стереофоническая фонограмма, сведенная («смикшированная») из большого количества различных источников. Такую фонограмму обычно называют «микс» (от англ. MIX) или «сведение».

Здесь и далее мы не будем обсуждать правильность применения того или иного термина, я просто опишу вам сложившуюся на практике ситуацию, отметив только недопустимые варианты применения терминов. Кроме того, при рассмотрении технологий опущены вопросы работы с новыми форматами — SACD, DVD-V, DVD-A и рассматриваются только технологии подготовки производства CD-AUDIO, Multisession CD и МС.

Технологии студийной работы могут быть самыми разными — это зависит от жанра музыки, вида студии, бюджета, но результатом в любом случае будет стереофоническая фонограмма на каком-то из носителей (о них подробнее будет рассказано позже). Обычно на этом носителе находятся различные версии сведенных песен, минусы, может быть и какая-то дополнительная информация. Распространенная ошибка называть весь этот материал «мастером». В англоязычной терминологии это носит название session tape или original mixes tape — для русского языка подошел бы термин оригинал сведения, но на практике он не применяется, чаще можно услышать словечко исходники, или исходные фонограммы.

(Здесь и далее англоязычная терминология приводится, в основном, по изданию «The Master Tape Book» A. Parsons, B. Foster, C. Hollebone published by APRS Ltd. and The British Record Producers Guild, 1992, London)

Вот эти-то исходные материалы и должны быть вами приняты от артиста при подписании контракта (или по окончании работы над альбомом), промаркированы, и после составления заявки отправлены на студию мастеринга, где из них и сделают собственно мастер, который уже без всяких изменений и будет использован для изготовления тиража. Образно говоря, работа мастеринг-инженера сходна с работой редактора при издании книги — книга уже написана, но надо проверить запятые, пронумеровать страницы, короче — ПОДГОТОВИТЬ К ПРОИЗВОДСТВУ. Вмешательство в звук на этапе мастеринга, как правило, происходит, но оно вовсе необязательно, решение о таком вмешательстве принимается продюсером проекта. Результатом работы студии мастеринга будет собственно мастер (сегодня это чаще всего комплект мастеров) с сопроводительной документацией, предназначенный для отправки непосредственно на тиражирующее предприятие. Получив комплект мастеров со студии мастеринга, Вы, как представитель лейбла, должны проверить и утвердить эти мастера. В западных студиях при принятии мастера клиентом существует порядок письменного подтверждения клиентом факта принятия мастера, нечто вроде «акта приемки». У нас такой практики нет. Обычно, по договоренности с лейблом, если после доставки мастера менеджеру в течение двух-трех рабочих дней никаких претензий со стороны менеджмента лейбла нет, то работа автоматически считается принятой. Срок этот, впрочем, может быть и увеличен. Это очень важный момент - студия, безусловно, несет ответственность за качество мастера, и, при обнаружении каких либо дефектов в мастере, она устраняет эти дефекты бесплатно, но студия не несет ответственности за отправку дефектного мастера на тиражирование. Что именно должен проверить менеджер при принятии мастера мы рассмотрим подробнее позже. Но ошибки — как человеческие, так и компьютерные, происходят при любом производстве.

Поэтому абсолютно необходимо, чтобы в рамках производственной цепочки студия записи — менеджер лейбла — студия мастеринга — менеджер лейбла — завод была создана система взаимного контроля, сводящая к минимуму вероятность тиражирования ошибки.

Итак, основные этапы работы менеджера проекта:

1. Прием исходных материалов от исполнителя.

2. Проверка исходных материалов

3. Формирование пакета заказа для студии мастеринга

4. Прием и проверка комплекта мастеров от студии мастеринга.

5. Формирование пакета заказа для тиражирующего предприятия

6. Прием и проверка образцов тиража.

В разных компаниях работа организована по-разному, необязательно все этапы выполняются одним человеком, в частности, прием материалов может осуществлять менеджер отдела A&R, а остальными вопросами заниматься, скажем, производственный отдел, если таковой есть. Из сложившейся практики, на мой взгляд, наилучшим вариантом является такой, в котором этапы 1 −4 выполняет один человек, назовем его менеджером проекта, а всеми взаимоотношениями с заводами занимается производственный отдел. Это позволяет с одной стороны сосредоточить всю текущую информацию о проекте у менеджера проекта, а с другой — дает возможность двойной проверки материала разными людьми, что значительно уменьшает вероятность тиражирования ошибки.

А теперь давайте подробно рассмотрим каждый из этих этапов.

Прием и проверка исходных материалов.

Рассмотрим подробнее носители, на которых вам может сдать материал исполнитель. Это могут быть аналоговая магнитная лента, цифровая кассета в формате R-DAT, диск в формате CD-AUDIO, CD-ROM в формате ISO9660 или Mac.

Аналоговая лента на сегодняшний день как носитель встречается достаточно редко, тем не менее, ниже приводится минимум информации, который необходимо знать о ней менеджеру. Для двухканальных фонограмм используются ленты шириной в одну четверть дюйма (6.25 мм) и полдюйма (12,5 мм). Скорость движения ленты у профессиональных магнитофонов может быть 15 дюймов в секунду (38 см/с) и 30 дюймов в секунду (76 см/c). Ленту в четверть дюйма в студийной практике часто называют просто «узкой», а полудюймовую, соответственно «широкой». При двух видах ленты и двух скоростях записи возможны четыре комбинации — «узкая» 38 см/c, «узкая» 76 см/с, «широкая» 38 см/с и «широкая» 76 см/с. На практике «узкая» 76 см/с — это формат середины 60-х годов, который в наше время не применяется. Оба «широких» формата также являются экзотикой в России, поэтому реально остается вероятность получения исходных материалов в формате четверть дюйма («узкая») 38 см/с. Иногда, говоря об этом формате, его называют просто «тридцать восьмая». Кроме того, надо учитывать, что при записи могла использоваться какая-либо из систем шумоподавления, информация о которой нужна для правильного считывания фонограммы. Проверьте, чтобы на коробке и вкладыше присутствовала информация о записанных на ленте произведениях — через несколько месяцев работы вы просто не сможете ориентироваться во всех этих носителях без маркировки.

Итак, получая от исполнителя аналоговую ленту, вы должны уточнить следующие позиции:

1. Формат — скорость записи, ширина ленты, количество дорожек.

2. Применялась ли при записи система шумоподавления, и какая.

При формировании заказа для студии мастеринга, необходимо выяснить техническую возможность считывания информации с ленты в таком формате.

Цифровые кассеты в формате R-DAT, называемые просто DAT («дат») — тоже медленно уходящий формат. На что нужно обратить внимание при приеме — на вкладыше должны быть указаны все произведения, содержащиеся на кассете, независимо от того, входят эти произведения в ваш с артистом контракт, или нет. На кассете должны быть также проставлены пронумерованные метки, и на вкладыше должна быть указана частота дискретизации, причем если она меняется от песни к песне, то такие изменения также должны быть зафиксированы. Вообще говоря, это не ваша работа заниматься расстановкой меток на «слепом» дате — это обязан был сделать звукорежиссер на студии, но полезно научиться и самому расставлять метки и нумеровать их на офисном DAT магнитофоне. Этим Вы избавите себя от необходимости рыться в кучах неопознанных DAT кассет у себя в сейфе или на рабочем столе.

Особенность дат-кассет — очень низкая надежность. Поэтому поинтересуйтесь у исполнителя, остались ли у него копии, и если нет — тут же скопируйте материал на какой-либо другой носитель либо свежую DAT кассету. Бюджеты записи составляют в России до десятков тысяч долларов, и экономия на офисном DAT магнитофоне или чистой кассете на фоне возможных потерь выглядит просто глупостью. Другая, уже местная, российская, особенность этого носителя — это большая вероятность того, что запись была произведена на ненастроенном, грязном, либо не прошедшем профилактику магнитофоне. Результатом, как правило, является невозможность прочесть кассету ни на каком другом аппарате кроме того, на котором собственно и происходила запись. Приблизительно 10 процентов получаемых нами DAT кассет мы не можем прочитать ни на одном из имеющихся у нас трех DAT магнитофонов. Хорошо, если студия, в которой сделали эту запись, находится в Москве — есть шанс сделать со студийного магнитофона копию на другой носитель или привезти магнитофон в студию мастеринга, а если нет?

Итак, при приеме исходных материалов на DAT кассете вы должны проверить следующие позиции:

1. Наличие меток на кассете и их нумерацию, список песен.

2. Указание частоты дискретизации, использованной при записи, и все ли произведения записаны с одной частотой дискретизации. Что такое эта самая «частота дискретизации», вам знать совсем не надо, просто посмотрите на дисплей дат-магнитофона, там она всегда отображена — обычно надписью «44» или «48». В работе могут быть использованы оба формата, но желательно, чтобы вся кассета была записана с одной частотой дискретизации. Если разные треки записаны с разными частотами, это нужно указать в сопровождающих документах.

CD-AUDIO, обычный компакт-диск — самый на сегодняшний день любимый лейблами формат — и в офисе можно прослушать без особых проблем, и без меток его обычно сделать затруднительно... Недостаток, собственно, один — разрядность в 16 бит. Сегодня сведение часто выполняется с большей разрядностью — обычно 24 бита, но и здесь есть подводные камни — как правило, нельзя сделать запись сразу на компакт диск — сначала нужно записать исходник в файл. Поэтому при приеме материала в формате CD-AUDIO нужно выяснить каким образом он попал на диск и не было ли при этом процессе применено какого либо вида обработки. Если ответ окажется положительным, то нужно найти вариант исходных фонограмм без этой обработки, и именно его передать на мастеринг. Так что при ближайшем рассмотрении «самый любимый» формат вовсе не оказывается самым лучшим. При приеме обратите внимание на наличие списка песен на вкладыше диска.

CD-ROM с файлами — оптимальный на сегодняшний день формат. Получить от исполнителя вы его можете в формате ISO 9660 (обычный формат компьютеров РС), либо в формате, применяемом для компьютеров Макинтош. Если в первом случае вы можете легко прослушать и проверить полученный диск на вашем офисном компьютере, то во втором случае для проверки содержимого диска вам необходим компьютер Макинтош. Убедитесь, что принесенный диск содержит именно сведенные фонограммы, а не отдельные сессионные треки. При отправке такого диска на студию мастеринга убедитесь, что студия в состоянии прочесть диск в посылаемом формате. При возникновении каких-то сомнений свяжитесь со студией сами, либо свяжите техперсонал, выполнявший запись.

Теперь об именах файлов — часто при наименовании файлов используются т.н. «рабочие» названия, не совпадающие с полным названием песен, либо вообще с этими названиями ничего общего не имеющие. Если вы не хотите неделю спустя выяснять, что значит «Mix full more voc» и тому подобные имена файлов, нужно чтобы исполнитель написал на вкладыше список песен в соответствии с приложением к контракту и указал, какой песне какой файл соответствует.

Итак, что вы должны проверить, принимая от исполнителя материал на CD-ROM:

1. Формат диска и формат файлов должен быть указан на вкладыше.

2. Список песен и названия файлов, этим песням соответствующих.

Важный момент: формат MINIDISC (минидиск) не является профессиональным и никаким образом из-за низких качественных показателей не должен быть использован при производстве! Студия мастеринга сможет считать информацию с минидиска, но ни о каком качестве конечного продукта речи уже быть не может.

После приема исходного материала независимо от вида принимаемого носителя:

1. Прослушайте принимаемый материал.

2. Проверьте, что вам сдали все произведения, указанные в приложении к контракту.

3. Проверьте наличие списка песен на вкладыше носителя.

4. Проверьте соответствие названий в списке на носителе и списке в приложении к контракту — одна и та же песня может иметь «рабочее» название при указании на носителе. При наличии более одной версии песни выясните, какую именно нужно использовать при мастеринге, если решение остается за инженером мастеринга — укажите, в чем отличия версий.

5. Запишите контактные телефоны людей, которые могут ответить на технические вопросы об этой записи — чаще всего сам артист этого сделать не в состоянии. Если артист рассказывает вам историю о том, что «мы там уже кой чего подмастерили», потребуйте версии фонограмм без этого «подмастеринга», часто после него исправить уже ничего невозможно.

Небольшое отступление — об архивировании исходных материалов. Вообще говоря, мировая практика предусматривает хранение в архивах издающей компании ВСЕХ исходных материалов, для чего в крупных компаниях существуют специальные службы. Причем хранятся не только сведенные фонограммы, но и все сессионные материалы. Это дает возможность через большое время сделать пересведение материала в новых форматах, например, с большим числом каналов. Чтобы не хранить в архивах много разноформатных исходников, принимаются внутрикорпоративные стандарты на формат архивации, и контракт с продюсером прямо указывает, в каком формате продюсер проекта должен сдать работу лейблу. Ни один из наших издателей подобных архивов не имеет. Причины этого понятны, но, тем не менее, архив необходим. Храните, по крайней мере, все мастера, изданные на лейбле. Никто не знает, что может потребоваться переиздать через несколько лет. Большинство исходных материалов отечественной поп- и рок музыки до середины 90-х годов уже утрачены навсегда.

Перейдем к следующему этапу — формированию пакета заказа для студии мастеринга.

Напишите список произведений в том порядке, который должен быть на мастере. Около каждого укажите, откуда должна быть взята исходная фонограмма — с какого носителя, и номер трека или имя файла на этом носителе. Если носителей несколько — пронумеруйте их. Укажите все примечания (если они есть), возможный вариант использования другого дубля, монтаж, и т.д.

Укажите желаемую продолжительность пауз. Укажите число необходимых мастеров для разных заводов. Укажите количество и вид дополнительных промо-копий.

Укажите контактные телефоны — ваш и инженера или продюсера, которые могут ответить на вопросы, появляющиеся в процессе мастеринга. И будьте готовы к звонкам в неудобное для вас время: ночью, в выходные — такая у вас работа. Вы ведь хотите получить качественный результат, значит отдали ваш материал на хорошую студию, а хорошие студии загружены и работают круглосуточно, соответственно вопросы могут возникнуть и ночью.

В результате заявка будет выглядеть примерно так:

1. «Песня 1» диск 3, трек 6

2. «Песня 2» ДАТ 1, трек 4 (либо использовать трек 6 — больше вокала)

3. «Песня 3» CD-ROM 4, файл «Full MIX 3», отрезать счет в начале, увести после 3.55 за 20 сек.

Паузы по 3 секунды, кроме перехода с 3-й на 4-ю — без паузы.

Мастера — 2 CD, 4 MC, 1 архивный

6 синглов для радио с треком 6

один диск с моно-версией трека 2 для съемок клипа.

Менеджер проекта — Василий Купындрин, тел.

Технические вопросы — Иван Топорищев, тел.

Ответим на наиболее часто задаваемые менеджерами вопросы:

В чем отличия МС и CD версий мастеров?

В большинстве случаев они делаются по одной и той же технологии, отличие состоит в процедуре проверки записанного диска на потоки ошибок — вместе с мастером для CD вы получаете распечатку ошибок, а с мастером для МС — нет. Однако мастера могут быть и разными — наиболее часто встречается случай, когда весь альбом сделан без пауз, а для кассеты необходимо сделать паузу между сторонами. В этом случае в заявке укажите, между какими песнями должна быть эта пауза. Предварительно вы должны сделать хронометраж сторон, обычно разделение делается таким образом, чтобы сторона А была чуть длиннее или равна стороне Б.

Вы собираете компиляцию?

Прежде всего, сделайте хронометраж всех песен, которые вы планируете включить в сборник. Не обращайте внимания на то, что на CD-R написано «аудио 80 минут», это не так.

ЗАПИСАННЫЙ ПО СТАНДАРТУ RED BOOK ДИСК СОДЕРЖИТ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ПОЛТОРЫ МИНУТЫ СЛУЖЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ ДИСКА, ПОЭТОМУ ФАКТИЧЕСКОЕ МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ЗАПИСИ СОСТАВИТ ЧУТЬ БОЛЬШЕ 78 МИНУТ.

Вы можете найти много программ, которые реально запишут на диск больше указанных здесь 78 минут. Это делается за счет сокращения зон служебной информации и является нарушением стандарта. Такой диск не может быть использован в качестве мастера. То же касается и готовых дисков — несмотря на то, что на рынке вы можете реально найти диски продолжительностью до 84 минут, такие диски сделаны с нарушением стандарта. Чем это грозит? — Такие диски не будут воспроизводиться рядом проигрывателей, в частности — автомобильных. Все серьезные западные репликаторы при изготовлении такого рода дисков обязательно берут с клиента расписку в том, что он ознакомлен с потенциальными проблемами потребителей.

Как дописать на диск видеоклипы или какие-то другие файлы?

Вам нужен т.н. Multisession CD — часто неправильно называемый CD-EXTRA. На самом деле, это просто диск, содержащий две части (сессии) — первая сессия это AUDIO-CD, которую видит обычный проигрыватель, и вторая сессия с файлами — их видит компьютер. Существует очень мало программного обеспечения, которое может корректно создавать первую аудио часть такого рода дисков. Идеально, если вы можете предоставить на мастеринг содержимое обеих частей мультисессионного диска. Если это не получается, сообщите студии мастеринга, что вам нужны «незакрытые» мастера, на которые вы потом сможете дописать мультимедийную часть вашего проекта.

Что такое CD-TEXT?

Это формат, позволяющий записать небольшое количество текстовой информации на обычный CD. Используется, как правило, для указания названия песен и авторов. Использование этого формата на русскоязычных компактах не имеет смысла. Ни один из проигрывателей, имеющих возможность считывания этой информации не в состоянии отобразить буквы русского алфавита.

Что такое ISRC и EAN?

На стандартном audio CD есть идентификационные поля, заполняемые

пользователем (издателем). Это EAN код, который совпадает с штрих-кодом

диска, и ISRC код, заполняемый на каждое произведение.

ISRC — International Standard Recording Code, подробнее — на

http://www.riaa.com/Audio-Standards-3.cfm

если коротко, то это код вида RU A10 01 57801, где

RU — страна владельца (лейбла)

A10 — код владельца (выдается бесплатно международной организацией

RIAA по заполнению формы, находящейся на http://www.riaa.com/PDF/ISRC_Registrant_Form.pdf)

01 — год оригинального релиза

57801 — номер релиза в указанном году и номер трека, но может быть и по-другому — способ использования этих последних пяти цифр оставлен на усмотрение лейбла. Каждый легально работающий лейбл по международным правилам ДОЛЖЕН иметь эти номера, и они указываются для КАЖДОГО издаваемого произведения на КАЖДОМ легальном диске. Для получения кода владельца прав свяжитесь с RIAA по указанным адресам. Сообщите коды каждой из песен студии мастеринга — они должны быть внесены в мастер.

Следующий этап работы менеджера — прием и проверка комплекта мастеров со студии мастеринга. Задача менеджера — не допустить производства с дефектного мастера. Для этого:

— прослушайте мастер от начала до конца. Он не должен содержать никаких щелчков, тресков и других слышимых дефектов. Если возникают какие-то сомнения в идентификации дефекта, свяжитесь со студией мастеринга, сообщите место на диске, вызвавшее вопрос (номер трека и время от его начала).

— проверьте наличие всех меток, и потрековое воспроизведение с начала каждой песни.

— проверьте порядок песен.

— проверьте наличие сопроводительной документации — как минимум это должна быть распечатка PQ-кодов к мастеру для производства CD. Хорошо, но необязательно — протоколы проверки поверхности диска на потоки ошибок.

— никогда не копируйте мастера в офисе на персональных компьютерах. Вы можете делать только промо-копии разных видов, пригодность этих копий для дальнейшего производства неизвестна.

Следующий этап — формирование пакета заказа для тиражирующего предприятия. В «стандартный» набор обычно входят документы, подтверждающие законность производства, «типографский» пакет, и собственно аудио мастера с сопроводительной документацией. Первые две части мы не рассматриваем, а вот по поводу сопроводительной документации... ВСЕ ДОКУМЕНТЫ, переданные вам студией мастеринга, должны быть отправлены на завод вместе с мастером. Вам они не нужны.

Состав такого стандартного пакета отправки при массовом производстве должен быть утвержден служебной инструкцией и может меняться в зависимости от вида производимого носителя и конкретного завода. Рекомендую включить в состав пакета координаты студии мастеринга, так как часто какие-то вопросы, возникшие у инженера завода, быстрее решать напрямую с инженером студии мастеринга. Хорошая практика, когда после комплектующего пакет менеджера все будет проверено еще раз другим менеджером проекта или менеджером производственного отдела. Такой порядок на первый взгляд кажется несколько громоздким, но помните, что начиная с этого этапа любая ошибка будет растиражирована при печати и потери лейбла могут быть очень большими.

Если завод вернул ваш мастер в связи с невозможностью производства тиража — обязательно выясняйте причины возврата, получите протоколы проверки диска заводской организацией контроля. Это необходимо, чтобы выяснить причину возникновения ошибки. Сообщите в студию мастеринга о проблемном мастере, вам сделают новый мастер с вашей архивной копии. При правильной организации всего процесса задержка начала производства в таких случаях обычно составляет десять — двенадцать часов. Хорошо, если получится связать инженера завода с инженером мастеринга напрямую — обычно это ускоряет решение проблемы. Завод может предложить устранить дефект в условиях заводской лаборатории, это не всегда хорошо — далеко не на всех заводах есть необходимое для этого оборудование.

И последний пункт — прием и проверка образцов тиража.

Интересно, что на многих лейблах об этом этапе вообще никто не задумывается, тираж направляется сразу на торговые склады без какого-либо контроля со стороны заказчика, а об имеющихся дефектах узнают уже от покупателей. Получив образцы тиража, неплохо проверить их по всем тем же пунктам, что и при приеме мастеров. Тираж должен быть абсолютно идентичен мастеру. Если у вас возникли какие-то сомнения — опять обращайтесь в студию мастеринга. Там смогут сделать побитное сравнение архивной копии мастера с отпечатанным диском и проверить поверхность отпечатка на базовые потоки ошибок.

Все эти организационные и технологические меры позволяют свести к минимуму вероятность тиражирования дефектных носителей.

Если у вас есть какие-то вопросы, пишите.

Мастеринг для менеджера или Все, что вы хотите знать о мастеринге, но почему-то не спрашиваете...

5 января 2005

Андрей Субботин, Saturday Mastering http://www.masteringonline.ru

Saturday
Mastering
Studio
Login Register Now
Введите email, на который зарегестрирован ваш аккаунт, мы отправим вам письмо с новым паролем
Пароль выслан на ваш email!
Регистрация прошла успешно Теперь вы можете войти в личный кабинет используя свой лоигн и пароль