Статья

Мастеринг для iTunes

Андрей Субботин

В связи с приходом на российский рынок общеизвестного iTunes возникает ряд технических вопросов о мастеринге треков, размещаемых там для продажи. На некоторые из них есть ответы на официальном сайте, но вопросы все равно остаются, давайте попробуем найти на них ответы.

Итак — для более качественного кодирования в формат ААС Apple рекомендует использовать исходники в формате 24 бита с частотой дискретизации 96 кГц, хотя результат будет иметь частоту дискретизации 44.1 кГц. Т.е. алгоритм предусматривает внутреннюю конвертацию частоты дискретизации. Давайте же посмотрим, насколько хорошо он это делает (анализ конвертора частоты дискретизации выполнен Алексеем Лукиным).

Алгоритм afconvert имеет два варианта конвертора частоты дискретизации — norm и bats. Вот результаты тестирования в режиме norm:

afconvert norm transition
afconvert norm transition
afconvert norm tone
afconvert norm tone
afconvert norm pulse
afconvert norm pulse
afconvert norm phase
afconvert norm phase
afconvert norm passband
afconvert norm passband
afconvert norm
afconvert norm

ВЫВОД: все неплохо, но несколько не дотягивает до декларируемого эппловской рекламой «суперкачества» — результаты по сравнению с современными профессиональными звуковыми редакторами очень средние.

Второй режим — bats, результаты теста:

afconvert bats transition
afconvert bats transition
afconvert bats tone
afconvert bats tone
afconvert bats pulse
afconvert bats pulse
afconvert bats phase
afconvert bats phase
afconvert bats passband
afconvert bats passband
afconvert bats
afconvert bats

Здесь все гораздо лучше, по всем параметрам — вполне на уровне лучших на сегодняшний день.

ВЫВОД: нет разницы, делаете вы конвертацию частоты дискретизации современным внешним высокачественным алгоритмом конвертации, либо рекомендуемым Apple в режиме bats.


Следующий вопрос — об уровнях.

Apple рекомендует максимально допустимый уровень исходного файла −1 dBfs, причем с учетом интерсемпловых пиков. Можно ли сделать этот уровень выше? Достаточен ли запас в 1 дБ, чтобы избежать клиппинга при последующей конвертации?

Ответить на этот вопрос позволит анализ файлов, выполненный другой эппловской утилитой — afclip, учитывающей наличие интерсемпловых пиков.

Для эксперимента берем три исходных файла — первый с жестким клиппингом по уровню 0 dBfs, второй — лимитированный с учетом интерсэмпловых пиков и выходным уровнем −0.5 dBfs, и третий — лимитированный с учетом интерсемпловых пиков пиков и выходным уровнем −1 dBfs (используется любой лимитер, учитывающий интерсемпловые пики).

Анализ исходных файлов предсказуем — первый файл имеет тысячи интерсемпловых клипов, второй и третий — ни одного. Однако, после конвертации в ААС и обратно картина несколько другая — первый файл стал еще хуже (что предсказуемо), а вот во втором появились тысячи клипов, т.е. запас в пол-децибела, даже с учетом интерсемпловых уровней, оказался недостаточным. Третий файл повел себя точно по эппловскому сценарию — ни одного интерсемплового пика, максимальное сохранение исходника.

ВЫВОД: в отношении уровней рекомендация Apple верна — запас в 1 дБ с учетом интерсемпловых уровней необходим и достаточен для музыкального материала.

ВЫВОД: Технология по адаптации уже изданных на CD материалов к размещению на iTunes должна включать в себя лимитирование с уровнем на выходе −1dBfs и учетом интерсемпловых пиков, с последующим сохранением в формат 24 бита.


Теперь давайте рассмотрим не адаптацию уже изданных треков, а мастеринг для iTunes без учета их издания на CD.

В чем разница? Разница в том, что компрессия и лимитирование просто для повышения громкости теряют смысл. Громкость воспроизведения в плеере iTunes определяется встроенной в плеер функцией Sound Check, которая автоматически уравнивает громкости воспроизведения треков в плейлисте.

Так, наш первый клипованый файл, например, был просто уменьшен по уровню на 8 дБ, но искажения, вносимые клиппингом, естественно, никуда от этого не делись, а специально созданная его копия с уровнем −10 была поднята на 2 дБ. Но Sound Check выравнивает громкости не по значениям уровня файла, а именно по субъективному параметру громкости, с учетом кривых Флетчера-Мэнсона. Поставленные в плейлист синусоидальные сигналы с частотами 50 Гц и 3 кГц, с одинаковым пиковым уровнем −10 dBfs, в результате воспроизвелись с уровнями +6 и −17.5 dBfs соответственно.

ВЫВОД: Компрессирование и лимитирование с целью повышения громкости потеряли смысл, и должны использоваться только в целях творческого изменения огибающей сигнала и динамики произведения в целом.

К вышесказанному можно добавить, что эти рекомендации относятся не только к формату ААС, но и ко всем остальным форматам сжатия звуковых данных.

Мастеринг для iTunes

23 января 2013

Андрей Субботин, Saturday Mastering http://www.masteringonline.ru

Switch to English version.

Студия Saturday Mastering Studio аккредитована Apple как провайдер «Mastered for iTunes» (входит в MFiT Providers List). Мы можем сделать специальную версию мастеринга ваших треков в соответствии с требованиями iTunes, или адаптировать ваш готовый альбом. Ознакомьтесь с ценами. Сделайте заказ. Готовы ответить на ваши вопросы.

Сделать заказ
Saturday
Mastering
Studio
Login Register Now
Введите email, на который зарегестрирован ваш аккаунт, мы отправим вам письмо с новым паролем
Пароль выслан на ваш email!
Регистрация прошла успешно Теперь вы можете войти в личный кабинет используя свой лоигн и пароль