Статья

Микшеры для чайников

Андрей Субботин

ВВЕДЕНИЕ

Микшерный пульт, микшерная консоль (пульт, микшер, mixing board, mixing console, mixing desk) — устройство, предназначенное для смешивания (микширования), обработки, и маршрутизации звуковых сигналов.

С точки зрения технической реализации пульты бывают аналоговыми и цифровыми.

Цифровые, в свою очередь можно разделить на программные (software) и физические (hardware). Последнее деление является несколько условным, поскольку в обоих случаях устройство построено на использовании одного или нескольких процессоров и программного обеспечения, разница состоит лишь в том, что программный микшер использует стандартный компьютер с обычными для компьютерных программ методами управления (мышью и клавиатурой), а физический — специализированные процессоры с органами управления, более похожими на органы управления аналоговых пультов. Возможно также и использование различного типа контроллеров, имеющих физические регуляторы, для управления программными пультами.

Существуют и гибридные решения — это аналоговые пульты с цифровым управлением.

Несмотря на множество конкретных технических решений, все микшерные пульты построены на общих принципах и общей архитектуре, понимание которых позволяет быстро ориентироваться в конфигурации звукового тракта, поэтому мы будем рассматривать, в основном, эти общие принципы, независимо от способа их реализации.

КАНАЛЫ, ПАНОРАМНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ И ГРУППОВЫЕ ШИНЫ

Рассмотрим базовую функцию любого пульта — микширование и регулирование уровня нескольких сигналов, когда сигналы от разных источников суммируются между собой.

Число возможных микшируемых звуковых сигналов определяется числом каналов пульта. Не следует путать число каналов и число входов пульта, каждый из каналов может иметь несколько входов для разных источников, но работать в один момент времени может только один из этих входов. На рисунке изображена упрощенная структурная схема пульта, каждый из монофонических каналов которого имеет по два входа.

Упрощенная структурная схема пульта, каждый из монофонических каналов которого имеет по два входа

Каналы пульта могут быть монофоническими и стереофоническими.


Рассмотрим типичную структуру монофонического канала пульта.

Типичная структура монофонического канала пульта

Обычно монофонический канал имеет два входа, обозначаемые mic (микрофонный вход) и line (линейный вход), отличающиеся уровнем чувствительности и входным сопротивлением.

Микрофонные входы профессиональных пультов имеют фантомное питание со стандартным напряжением 48 вольт, и кнопку включения его для каждого канала в отдельности, реже — для группы каналов. Уровни сигналов источников имеют очень большой диапазон, поэтому для согласования уровня сигнала источника с дальнейшим трактом на входе канала присутствует плавная регулировка чувствительности входа, обычно обозначаемая термином gain, реже — input sensitivity. Кроме нее, на уровень сигнала влияет кнопка pad, ослабляющая входной сигнал на заданную величину, обычно 20 дБ.

В этой же точке тракта обычно находится и переключатель mute, позволяющий полностью отключить канал, но физически сам переключатель находится в нижней части канала пульта, обычно над канальным фейдером. За ним следует обрезной фильтр, реже — два.

Если используется только один фильтр — то это всегда High Pass Filter, фильтр высоких частот, ограничивающий частотный диапазон сигнала снизу. На более сложных пультах имеется возможность регулировки частоты среза, и, иногда, даже крутизны спада фильтра. На более простых — просто включение фильтра с заранее заданными частотой (обычно в пределах 50 — 100 Гц) и крутизной спада (обычно в пределах 12 — 18 дБ/окт). Реже встречаются варианты, когда на входе имеется и фильтр низких частот — Low pass filter.

Далее сигнал поступает на эквалайзер. Эквалайзеры пультов могут быть самыми разнообразными, от простейших двухполосных, просто с регуляторами высоких и низких частот, до четырех и даже шестиполосных полностью параметрических.

После эквалайзера сигнал поступает на блок динамической обработки. В аналоговых пультах блок динамической обработки есть в каждом канале только в самых дорогих студийных моделях, в пультах средней и нижней ценовых категорий он отсутствует. В цифровых пультах он есть всегда, так как программная реализация значительно дешевле. Также в цифровых пультах есть возможность изменения порядка устройств обработки в тракте — блок динамической обработки может быть включен как до, так и после эквалайзера. В аналоговых же эквалайзер всегда стоит до динамической обработки сигнала. Каждый из каналов обязательно имеет регулятор уровня, называемый канальным регулятором уровня, или фейдером (fader).

Еще одним элементом, обязательным для каждого канала, является разрыв цепи звукового сигнала, называемый просто разрыв, или insert. Он предназначен для включения в тракт дополнительных внешних устройств, не входящих в пульт, т.н. «внепультового оборудования», outboard equipment. Разрыв обычно не имеет каких-то элементов управления на пульте, только специальные разъемы для подключения внешних устройств. Эти разьемы оборудованы механическими размыкателями цепи, так что при подключении внешнего устройства на них перекоммутация происходит автоматически, сигнал проходит через подключенное устройство и возвращается в канал пульта.

В пультах средней и нижней ценовых категорий разрывы обычно выполнены на одном двухканальном гнезде типа JACK, в котором совмещены небалансные вход и выход разрыва тракта, и для подключения необходим специально изготовленный кабель, на одном конце которого имеется стереофонический разъем типа jack, а на другом — два раздельных разъема того типа, который поддерживается подключаемым устройством.

В дорогих пультах разрывы часто реализованы на двух разъемах, отдельно для балансных входа и выхода, при этом разрыв цепи происходит при включении только входного разъема.

Разрыв цепи канала для подключения внешнего устройства может находиться до или после эквалайзера канала. В аналоговых пультах выбор его положения обычно происходит перестановкой перемычек на плате канала внутри пульта, и требует разборки пульта. Реже встречается выбор положения разрыва до или после канальной обработки специальным переключателем, расположенным на верхней панели канала. В цифровых пультах точку разрыва в тракте обычно можно выбрать в специальном меню.

И последним элементом, входящим в состав канала, является индивидуальный выход канала, т.н. direct out. Он позволяет выводить сигнал канала на специальный выход, который, при необходимости, дает возможность подключения сигнала из индивидуального канала пульта к внешнему устройству. Такой выход, также как и разрыв, может находиться в тракте до эквалайзера, или после него. И, также как и в случае с разрывами, в аналоговых пультах его положение в тракте определяется внутренними перемычками, а в цифровых — в специальном меню. В некоторых студийных пультах выход директ находится после канального фейдера. Особенности использования различных способов включения этого выхода мы рассмотрим позже.


В случае стереофонического канала пульта, панорамный регулятор заменяется регулятором баланса, который меняет соотношение уровней правого и левого каналов источника, не смещая их по панораме.

Типичная структура стереофонического канала пульта

Стереофонические каналы аналоговых пультов обычно имеют несколько более упрощенную структуру — в них отсутствуют микрофонные входы, часто используются более простые эквалайзеры, а все остальные элементы повторяют устройство монофонического канала.

Суммирование сигнала происходит на т.н. суммирующей или сборной шине, mixing bus. Каждая из шин, в свою очередь, на выходе также имеет свой регулятор уровня уже суммированного сигнала. Суммирующие шины могут быть, в свою очередь, одно-, двух- и многоканальными. Одна из шин, формирующая сигнал, поступающий на главные выходы пульта (main outs, master outs), называется главной (main bus), или мастер-шиной (master bus).

Для шин, имеющих больше одного канала, в каждом канале пульта имеется панорамный регулятор, позволяющий плавно изменять соотношение уровня сигнала, поступающего на каждый из каналов шины.

Мастер-шина и панорамный регулятор

Очевидно, что для монофонического канала пульта суммарный уровень звукового давления, возникающего при воспроизведении двух одинаковых сигналов на обоих каналах стереофнической шины, будет выше, чем для одного, поэтому регулирование уровня распределения монофонического сигнала между каналами двухканальной шины происходит по специальному закону панорамирования, pan law, позволяющему оставлять неизменной общую громкость звукового сигнала источника независимо от положения панорамного регулятора (и, соответственно, независимо от положения кажущегося источника звука в стереобазе). Традиционно в аналоговых пультах ослабление уровней сигналов, поступающих на каналы стереофонической сборной шины, составляет от 3 до 6 дБ при центральном положении панорамного регулятора, но эта величина может задаваться в цифровых пультах в пределах от 0 до 6 дБ.

Положение панорамного регулятора и уровень сигнала

На этом рисунке по горизонтали изображено физическое положение регулятора панорамы монофонического канала, а по вертикали — уровень сигнала. Две кривых соответствуют уровням сигнала в правом и левом каналах мастершины. Как видно, при крайнем левом положении панорамного регулятора, уровень сигнала, поступающего в правый канал сборной шины, будет равен нулю, а в левый — максимальному значению, и наоборот — при крайнем правом положении максимальный уровень сигнала будет в правом канале, а в левом он будет равным нулю. В центральном положении панорамного регулятора на оба канала мастершины поступает равный по уровню сигнал, но ослабленный на 3 дБ. Форма кривых выбрана таким образом, чтобы при любом положении панорамного регулятора субъективная громкость источника оставалась той же. В некоторых цифровых пультах имеется возможность выбора не только величины ослабления сигнала в центральной точке положения регулятора, но и формы кривой изменения уровня с логарифмической на линейную, но с практической точки зрения такая возможность не нужна.


Кроме мастершины, пульты обычно имеют еще несколько сборных шин, идентичных ей. Такие шины называются групповыми, имеют собственные регуляторы уровня на выходе, собственные выходы, и их отличие от мастершины состоит только в том, что выходы групповых шин могут коммутироваться на мастершину. У групповых шин три назначения: первое, это группировка входных каналов с возможностью регулирования уровня сигнала всей группы одним регулятором, при этом сохраняется взаимный баланс уровней каналов, входящих в группу, второе — возможна обработка сигналов, входящих в группу одним устройством, так как во всех шинах пульта имеются разрывы тракта insert, по своим возможностям повторяющие аналогичные в каналах пульта, и третье — коммутация выходов групповых шин на устройство многоканальной записи.

Рассмотрим структуру пульта с одной стерофонической мастершиной, и четырьмя групповыми шинами.

Cтруктура пульта с одной стерофонической мастершиной и четырьмя групповыми шинами

Как видно из рисунка, к схеме добавлены четыре групповые шины, а в каждый канал добавлены три переключателя, позволяющие коммутировать выход панорамного регулятора канала на шины попарно. При нажатии первого переключателя сигнал канала попадает на мастершину, при нажатии второго — на шины 1 и 2, при нажатии третьего — на шины 3 и 4. Переключатели работают независимо, т.е. мы можем коммутировать сигнал только на выбранную пару групп, только на мастершину, на все шины сразу — в любых комбинациях. Если нам нужно послать сигнал только на одну шину из пары, то нужно просто перевести панорамный регулятор в одно из крайних положений: крайнее левое положение дает возможность коммутации сигнала только на левую сторону стереофонической мастершины, и на нечетные групповые шины, крайнее правое положение — только на правую сторону мастершины и четные групповые шины. Поэтому на панорамных регуляторах многих пультов наряду с отметками L и R (лево-право) можно видеть надписи odd и even (четный — нечетный). Очевидно, что пара групповых шин может быть использована для создания полноценной стереофонической групповой шины, просто нужно поставить панорамный регулятор в то положение, где должен находиться источник звука. Выходы групповых шин имеют свой собственный фейдер для регулировки уровня на выходе шины, и возможность коммутации выхода группы на мастершину, обычно таким образом, как показано на рисунке — выходы нечетных шин коммутируются на левую сторону мастершины, выходы четных — на правую. Переключатель, подключающий выход групповой шины к мастершине, имеет название group to mix или bus to master, иногда просто mix, общего названия для него нет, каждый производитель использует собственную терминологию. Такая коммутация типична для студийных пультов, но бывают и нечастые вариации, когда, например, каждая групповая шина заканчивается собственным панорамным регулятором, позволяющим плавно распределять сигнал между левой и правой сторонами мастершины. Очевидно, что крайнее левое положение таких регуляторов для нечетных шин, и крайнее правое для четных, сводят такое подключение к предыдущему варианту.


Здесь нужно отметить, что если для аналоговых и большинства физических цифровых пультов число шин это постоянная величина, определенная производителем, то для программных и некоторых цифровых физических пультов количество создаваемых шин определяется пользователем для каждого проекта отдельно. Для пультов с фиксированным числом шин их количество отражается в конфигурации пульта, так, например, если вы прочитали в документации, что пульт имеет конфигурацию 24 : 8 : 2, это значит, что у него 24 канала, 8 групповых шин, и стереофоническая двухканальная мастершина. Та часть пульта, в которой находится фейдер регулирующий уровень на выходе мастер-шины, носит название мастер-секции, в большинстве студийных пультов она находится в центре, слева от нее находятся канальные фейдеры, а справа — групповые. Из-за такого раздельного расположения подобные конфигурации получили название «сплит» (split).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ШИН В СТУДИИ

Традиционно в студийных пультах выходы групповых шин использовались для коммутации их со входами многоканальных устройств записи, сначала со входами аналоговых многоканальных магнитофонов, а позднее, с развитием цифровой техники, со входами интерфейсов цифровых систем записи. Исходя из того, что студии имели большое количество каналов записи, в пультах делалось и большое число групповых шин, в идеале их число было равным количеству входов в устройстве записи. Число групповых шин в больших студийных пультах могло достигать 48 и более. Такая архитектура имела явные недостатки. Дело в том, что при сведении такое количество групп просто не нужно, а цена такого решения была очень высока. Вторым недостатком была явно избыточная длина тракта — от источника сигнал проходил через канал, затем через группу, и уже только потом попадал на устройство записи, проходя при этом через большое количество буферных усилителей и другой электроники пульта. Для создания условий прослушивания в предварительном балансе уже записанного сигнала требовалось большое количество каналов, в идеале — число одновременно записываемых источников плюс число каналов устройства записи. Немаловажным фактором в этой ситуации становился и размер пульта — большие сплитовые консоли превышали в ширину четыре метра.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ DIRECT OUT В СТУДИИ

Промежуточным решением стало использование для записи «прямых выходов» direct out каналов пульта. Рассмотрим более подробно это решение.

Direct Out — это прямой выход на устройство записи, сигнал на который поступает непосредственно из канала пульта. Возможно три варианта реализации такого выхода. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Первый, наиболее часто встречающийся вариант, это т.н. Pre EQ, когда сигнал на директ поступает сразу после регулятора уровня чувствительности входа пульта, до канального эквалайзера.

Использование Direct Out: Pre EQ, post EQ и post fader

В этом случае канальный эквалайзер и фейдер никак не влияют на сигнал, идущий на выход директ. Уровень сигнала на этом выходе определяется только положением регулятора чувствительности входа пульта. Эквалайзер никак не влияет на этот сигнал.

Второй вариант — post EQ, в этом случае сигнал на выход директ поступает после канального эквалайзера, уровень его, как и в предыдущем случае, определяется регулятором уровня чувствительности, но эквалайзер уже присутствует в тракте.

Третий вариант, post fader — когда сигнал на выход директ поступает после канального фейдера, в этом случае все элементы тракта канала влияют на него.

Таким образом, используя выходы директ для подключения многоканального устройства записи, мы можем значительно уменьшить количество используемых групповых шин, и сократить длину тракта прохождения сигнала. Группы в этой ситуации используются только в том случае, если нам надо послать на один канал многоканального устройства записи несколько уже смикшированных сигналов входных каналов пульта, что в современной студийной ситуации встречается достаточно редко, и число групп студийного пульта можно без ущерба для фукциональности сократить до восьми, и, даже до четырех в недорогих моделях.


Во многих студийных аналоговых пультах выходы каналов direct носят название to tape (на ленту) и могут работать в двух режимах — как собственно описанный выше direct, и альтернативно — как выход групповой шины. В этом случае в канале пульта есть отдельная кнопка direct, позволяющая адресовать физический разъем direct либо на direct out этого канала, либо на выход группы. Выбор адресуемой на direct out канала группы в этом случае невозможен. Например, если у пульта 8 групповых шин, то при отжатой кнопке direct первого канала на его direct out поступает сигнал с выхода первой группы, второго канала — второй группы, и т.д. На direct out девятого канала опять поступает сигнал первой группы, десятого — второй группы, и т.д. Таким образом, сигнал с выхода первой групповой шины может появиться на direct out первого, девятого и 17 канала, а с восьмой групповой шины — на direct out восьмого, 16 и 24 каналов. При большем числе каналов и шин этот цикл, соответственно, увеличивается.

Такая, на первый взгляд, сложная система позволяет осуществлять многоканальную запись с минимум перекоммутации кабелей в студии и значительно экономит время. В большинстве цифровых и программных пультов возможна произвольная маршрутизация от любого выхода пульта до любого физического разъема на панели в специальном меню, но, по умолчанию, обычно используется маршрутизация, сходная с аналоговыми пультами.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШИНЫ ЭФФЕКТОВ — AUX

Кроме групповых и мастершины в пультах существуют дополнительные шины AUX. Их отличие от описанных выше состоит в том, что уровень сигнала, отдаваемого на шину из канала, определяется специальным регулятором AUX в канале пульта. Количество таких регуляторов в канале обычно равно числу дополнительных шин AUX, в аналоговых пультах от четырех до 12 регуляторов и шин. Шины AUX в студийных пультах, в свою очередь, могут быть монофоническими, стереофоническими и многоканальными. Как правило, дополнительные шины AUX используются для двух целей — подключения к их выходам устройств обработки сигнала и создания вспомогательного микса с альтернативным балансом для мониторинга исполнителю. Эти две задачи требуют разных режимов работы регуляторов AUX канала.

Дополнительные шины эффектов - AUX

В первом случае, при подключении к выходу шины AUX внешнего устройства эффектов, уровень сигнала, посылаемого на дополнительную шину, кроме регулятора AUX должен регулироваться еще и канальным фейдером. Уменьшение или увеличение уровня сигнала, производимое канальным фейдером, должно соответствующим образом увеличивать или уменьшать уровень сигнала, посылаемого на устройство обработки. Таким образом, отбор сигнала на шину AUX происходит после фейдера канала, post fader, а сам регулятор AUX определяет соотношение прямого сигнала и эффекта.

Во втором случае, при создании альтернативного микса, уровни сигнала, подаваемого на шину AUX, не должны меняться при изменении положения канального фейдера, и отбор сигнала на шину AUX происходит до фейдера канала, такое подключение носит название pre fader.

В дорогих студийных аналоговых пультах переключатель режима работы pre fader/post fader имеется у каждого регулятора AUX в канале. В более дешевых моделях — у части регуляторов, в бюджетных моделях выбор отсутствует совсем, а регуляторы AUX канала постоянно находятся в одном из режимов — pre или post, на что указывает соответствующая надпись рядом с регулятором AUX канала.

Как и в случае с остальными шинами, выход шины AUX имеет общий регулятор уровня. В отличии от групповых шин, выход шины AUX нельзя подключить к мастершине.

КОНЦЕПЦИЯ IN-LINE

На разных этапах процесса записи требуются разные варианты маршрутизации сигналов от источников и устройства многоканальной записи.

Рассмотрим маршрутизацию на этапе трекинга.

Источники записываемых сигналов подключаются ко входам пульта. Далее индивидуальные сигналы каждого из источников должны быть направлены на входы устройства многоканальной записи. Два разных способа, применяемые для этого — с использованием групповых шин или выходов директ мы рассмотрели выше. Второй задачей на этом этапе является мониторинг записываемого сигнала в аппаратной с возможностью изменения баланса без изменения уровня сигналов, поступающих на устройство записи. Таким образом, мы можем менять баланс при прослушивании только меняя уровни сигнала, поступающего на пульт с выходов устройства записи. Для этого можно использовать каналы пульта, которые не заняты источниками. Но эта ситуация требует большого числа каналов — число каналов должно быть равно числу выходов устройства записи плюс число записываемых источников. Причем, позже, при сведении, все эти каналы не нужны, а их возможности при трекинге используются незначительно. Для уменьшения стоимости пультов появились специальные упрощенные входные каналы, предназначенные только для мониторинга записываемого сигнала на этапе трекинга. В этих каналах обычно есть регулятор чувствительности, два-четыре регулятора aux, панорама, и регулятор уровня. Традиционно в пультах конфигурации «сплит» они располагались справа от мастерсекции, над фейдерами групп, малое число регуляторов позволило разместить по два таких канала в одной ячейке пульта. При трекинге на эти каналы поступает сигнал с выходов многоканального устройства записи, поэтому обычно они носят название tape return. Они позволяют создавать в аппаратной отдельный микс, с самостоятельным балансом, независимо от положения регуляторов входных каналов, используемых для записи. А их регуляторы aux позволяют как подключать к ним устройства внешней обработки (сигнал которых не попадает на запись), так и сформировать отдельный микс с независимым балансом для исполнителей. При сведении сигнал с многоканального рекордера перекоммутируется на основные входы пульта, и уже там позволяет использовать все возможности входных каналов.

Концепция In-line и каналы tape return

Позднее эти вспомогательные каналы были перемещены во входные каналы, и в каждом канале пульта появился второй фейдер и возможность переключения регуляторов уровня сигнала на дополнительных шинах AUX с основного канала на вспомогательный, и даже переключение некольких полос эквалайзера из тракта основного канала во вспомогательный. Такая конфигурация и получила название in-line, когда в одной ячейке пульта у вас присутствуют два независимых, но неравнозначных по возможностям канала.

В ряде моделей был сделан следующий шаг — когда любой из каналов пульта мог работать в режиме группового регулятора, просто вход канала подключался к выходу групповой шины, без возможности выбора номера шины, с постоянной адресацией выхода шины на вход канала — первый канал мог подключаться к выходу первой групповой шины, второй — второй шины, и т.д. Но широкого распространения такая конфигурация не получила.

СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ СИГНАЛА

Системы контроля пультов по принципу коммутации можно разделить на два типа — деструктивные и недеструктивные.

К недеструктивному типу относится принцип PFL — pre fader listen, не изменяющий сигнал на всех выходах пульта, кроме мониторного, и позволяющий прослушивать отдельно индивидуальный источник сигнала, поступающий на активный вход канала. Такие системы используются в концертных и вещательных пультах, чтобы обеспечить возможность прослушивания отдельного источника не прерывая концерт или трансляцию. Система активируется специальной кнопкой (обычно без фиксации) PFL, при удержании которой сигнал, взятый до канального фейдера (т.е. после всей обработки, используемой в канале, включая разрывы), подается на контрольные мониторы, специально выделенный измеритель уровня и наушники звукорежиссера вместо ранее выбранного источника прослушивания. Сигнал на остальных выходах пульта не меняется.

Плюсами такого метода являются:

1. возможность контроля без изменения сигналов на выходах,

2. возможность прослушивания сигнала источника при закрытом фейдере канала,

3. возможность точной установки регулятора чувствительности во избежание перегрузки.

Минусами — при таком методе:

1. не контролируются положение источника в стереобазе, сигналы устройств, подключенных к источнику через шины аукс,

2. невозможно также контролировать взаимный баланс нескольких источников.

Всех этих недостатков лишен другой, деструктивный принцип построения системы контроля, называемый Solo In Place — SIP. Его отличие состоит в том, что при нажатии кнопки Solo (иногда она называется SIP) отключаются все остальные каналы, кроме того, в котором нажата кнопка. Это дает возможность услышать индивидуальный сигнал источника с полной обработкой, местом в панораме и уровнем в миксе. Возможно прослушивание одновременно любого числа каналов. Для того, чтобы какой-то канал (или группа каналов) не отключались при нажатии кнопки «соло», есть возможность отключения любого из каналов от команд системы — этот режим носит название solo defeat. Это необходимо, если на вход этого канала поступает сигнал от устройств внешней обработки, в этом случае мы можем прослушать сигнал от выбранного кнопкой «соло» канала вместе с сигналом устройства внешней обработки. Минусом такого решения является изменение сигналов на всех выходах пульта — сигнал с отключенных каналов не поступает ни на выходы главной и групповых шин, ни на шины AUX, поэтому такая система может использоваться только в студийных пультах. В больших студийных пультах часто сосуществуют обе этих системы, либо имеется глобальный переключатель режимов работы системы контроля из деструктивного SIP в недеструктивный PFL.

VCA GROUP

Voltage Controlled Amplifier — усилитель, управляемый напряжением. Это устройство, коэффициент усиления которого определяется величиной напряжения, подаваемого на управляющий вход. Во многих пультах высшей и средней ценовых категорий такие устройства используются для регулировки уровня сигнала на выходах каналов пульта. В этом случае канальный фейдер управляет величиной управляющего напряжения, поступающего на VCA, который уже и определяет уровень сигнала на выходе канала.

Такая система позволяет объединять несколько канальных фейдеров в группу по управлению, без использования групповой шины, давая возможность регулировать общий уровень группы с сохранением баланса уровней каналов внутри нее.

Положительной стороной такого решения является отсутствие групповой шины, удлиняющей тракт прохождения сигнала. Отрицательной — невозможность общей обработки этой группы внешними устройствами. Возможность такого группирования в аналоговых пультах присутствует наряду с групповыми шинами, а цифровые пульты имеют эмуляцию подобного режима — группирования нескольких фейдеров в группу с управлением от отдельного фейдера, без создания групповой шины. Эти управляющие групповые фейдеры обычно находятся рядом с обычными групповыми регуляторами, и называются VCA group. В аналоговых пультах может быть от 4 до 8 таких Фейдеров. В этом случае у каждого канального фейдера есть специальный переключатель, подключающий цепь управления VCA этого канала к одной из управляющих групп.

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ

При всем разнообразии схем и способов автоматизации работы пультов, все они имеют некоторые общие черты.

Автоматизация пультов бывает двух видов — статическая и динамическая.

Статическая автоматизация — это как фотография всех регуляторов пульта, сделанных в один момент времени. Для того, чтобы вернуться к сохраненному состоянию пульта, в цифровых пультах достаточно загрузить соответствующий файл, восстановление сохраненных параметров происходит практически мгновенно.

В аналоговых пультах восстановление параметров в соответствии с записью статической автоматизации происходит вручную — каждый регулятор должен быть поставлен в правильное положение в соответствии с показаниями индикаторов системы автоматизации. Эти индикаторы показывают, в каком направлении должен быть повернут тот или иной регулятор для восстановления его положения на момент сохранения. Такая система получила название Total Recall. В больших аналоговых пультах этот процесс может занимать несколько часов.

Динамическая автоматизация — позволяет записывать в память устройства движение регуляторов пульта. В аналоговых пультах динамическую автоматизацию имеют только канальные фейдеры, все остальные регуляторы — только статическую. Динамическая автоматизация фейдеров в аналоговых пультах обычно использует моторизованные фейдеры, хотя есть решения и без моторизации, когда запоминаются только значения управляющих напряжений VCA, а физическое положение фейдера не отражает величины изменения уровня сигнала на выходе канала. Реальное значение можно увидеть на специальном индикаторе рядом с канальным фейдером, или на специальном дисплее. Из-за абсолютной ненаглядности процесса такие системы широкого распространения не получили.

Управление системами автоматизации уникально у каждого из производителей, но можно выделить некоторые общие режимы. Каждый из автоматизированных регуляторов имеет, как минимум, три режима работы автоматизации — read, write и update (у разных производителей эти режимы имеют разные названия, устоявшейся терминологии здесь нет).

В режиме read регулятор считывает ранее записанный сигнал системы автоматизации, и перемещается в соответствии с ним.

В режиме write происходит запись изменения положения регулятора со стиранием предыдущей информации.

В режиме update изменение положения регулятора записывается без стирания предыдущей записи, позволяя корректировать уже имеющуюся информацию системы автоматизации.

Микшеры для чайников

22 апреля 2011

Андрей Субботин, Saturday Mastering http://www.masteringonline.ru

Сделать заказ
Saturday
Mastering
Studio
Login Register Now
Введите email, на который зарегестрирован ваш аккаунт, мы отправим вам письмо с новым паролем
Пароль выслан на ваш email!
Регистрация прошла успешно Теперь вы можете войти в личный кабинет используя свой лоигн и пароль